АЛЕКСАНДР КОСОЛАПОВ. ЛЕНИН И КОКА-КОЛА
ALEXANDER KOSOLAPOV. LENIN AND COCA-COLA
Куратор: Картер Рэтклиф
Архитектор экспозиции: Сергей Ситар
Московский музей современного искусства при поддержке фонда Aksenov Family Foundation представляет первую в России персональную выставку русско-американского художника, пионера соц-арта Александра Косолапова (1943 г.) — «Александр Косолапов. Ленин и Кока-кола». Проект демонстрирует 120 произведений из государственных и частных коллекций и охватывает сорок лет творчества художника. Куратором проекта выступил американский арт-критик и поэт — Картер Рэтклиф.
В основу архитектурной концепции, разработанной Сергеем Ситаром, легло кураторское исследование творческой биографии Александра Косолапова, в которой Рэтклиф анализирует основные произведения в хронологической последовательности и тематически разделяет их по главам. Тринадцать залов выставки «Ленин и Кока-кола» в ММОМА соответствуют выделенным куратором эпизодам, образуя поэтапный рассказ.
По замыслу Ситара, посетителя нужно подготовить к просмотру выставки. Во входной группе экспозиции ему предлагается своеобразный ключ к пониманию центральной идеи Александра Косолапова — выявление эквивалентности идеологий социализма и капитализма, взаимоисключающих друг друга в теории. Перемежающиеся силуэты профиля Ильича и бутылки Кока-колы визуализируют название проекта и подводят к цепочке сопоставлений и противопоставлений «своего» и «другого», советского и западного, гламурного и сакрального.
Отправная точка в экспозиции — зал-раздел с работами московского периода. Представленные здесь объекты: деревянные щеколда или, например, мясорубка — скорее, дань наглядному художественному языку поп-арта, первые эксперименты в построении бинарных систем, поиск связи между «объектом», «словом» и «формой». Но с переходом от экспоната к экспонату видна трансформация мысли художника, который все чаще рвется к политическим темам. В период хрущевской оттепели и брежневского застоя платформа неофициального искусства давала возможность развиваться нетрадиционным формам и приемам и даже непринятым сюжетам, но все это могло существовать только в камерном заточении. Косолапов понимал, что в этих условиях соц-арт с его ироничным подстегиванием государства никогда не станет в СССР открытым искусством. Позиция власти была очевидно высказана разгромом «Бульдозерной выставки». Этому эпизоду отведен второй зал, внутри которого специально для выставки в ММОМА воссоздана инсталляция «Бульдозер-шоу». Зал символизирует собой переломный момент как в самом экспозиционном повествовании, так и в творчестве Александра Косолапова, за которым следует прощание с одной культурной, социальной, экономической, политической средой и приветствие другой — американской.
Последующие одиннадцать разделов можно охарактеризовать как период политического соц-арта в эмиграции. Обращаясь к разным художественным языкам и приемам (поп-арт, реди-мейд, соцреализм), сближая противоположные иконографические символы двух полярных систем, Александр Косолапов обыгрывает ключевую теорию в своем творчестве — идентичность советского строя и капиталистического империализма. Например, о бессодержательности идеологических машин США и СССР, их хрупкости и косности, говорят поп-артовские работы из зала «Старые мастера». Абсурдное и смехотворное противопоставление персонажей из диснеевских мультфильмов и комиксов деятелям коммунизма уже своим фактом существования на полотне подводит к размышлениям о правдивости и адекватности двух миров. А так называемую аксиому об акте потребления как способе объединения общества соц-артист развенчивает в диалоге с Энди Уорхолом. «Зеленым бутылкам Кока-колы» американского художника он отвечает работой «Икра», тем самым доказывая всеобщее заблуждение относительно доступности рыночных продуктов. Красивые лозунги рекламного мира имеют смысл до тех пор, пока речь не заходит о товарах класса «люкс», таких как икра. Насмешкам подвергается и идея преемственности традиций великих мастеров эпохи возрождения в работах художников соцреализма. Советская пропаганда считала важным облагородить официальное искусство, заявив, что оно имеет непосредственное отношение к Леонардо да Винчи или Веласкесу. Мастер отрицает это и создает серию работ, среди которых: «Сусанна и Старцы» (1984 г.), триптих «Пятилетний план» (1985 г.), «Красная Венера» (1986 г.).
Соц-арт Косолапова не оставляет равнодушным, он вызывает самые разные реакции. Однажды автор комиксов «Marvel» Стен Ли увидел в журнале «ARTFORUM» репродукцию «ТВИП!» (1985 г.) и выразил в письме художнику свою признательность. Транспарант с надписью «Да здравствует диктатура пролетариата» (1982 г.) вызвал у агентов ФБР некоторое беспокойство, когда Косолапов и остальные участники группы «Страсти по Казимиру» вывесили его на фасад здания арт-пространства «The Kitchen» во время проведения в нем перфоманса. Сближая дальних, Александр Косолапов ставит под вопрос несостоятельность идеологий и подрывает их монополию на исключительность. Художник стремится пробудить своего зрителя и напомнить ему о том, что подлинным является только то, что он, зритель, сам чувствует и знает.
О художнике:
Александр Косолапов родился в 1943 году в Москве. В 1968 году окончил Московскую художественно-промышленную академию имени С. Г. Строганова, факультет монументальной скульптуры. До 1974 года жил в Москве и работал вместе с художниками Леонидом Соковым и Борисом Орловым. Первые объекты в стилистике поп-арта были созданы в период с 1972 по 1974 год, тогда же Косолапов работал над произведениями с социальной коннотацией. В 1975 году одним из первых художников круга соц-артистов эмигрировал в Нью-Йорк, где с тех пор живет и работает. Живопись и скульптура Александра Косолапова находятся в коллекциях Московского музея современного искусства, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Музея Альбертина (Вена, Австрия), MoMA (Нью-Йорк), Нью-Йоркской публичной библиотеки, Галереи Себастьяна Бертрана (Женева, Швейцария) и многих других. А также в частных собраниях Арно Сарада (Париж, Франция), Владимира и Екатерины Семенихиных, Дмитрия Аксенова, Игоря Цуканова, Стеллы Кесаевой, Шалвы Бреуса.
О кураторе:
Картер Рэтклифф (1941, Сиэтл, США)
Художественный критик и поэт. Рэтклифф получил степень бакалавра гуманитарных наук по специальности «английская филология» в университете Чикаго. Эссе и критические статьи Рэтклиффа были опубликованы в наиболее влиятельных журналах об искусстве. Картеру Рэтклиффу принадлежат монографии, посвященные таким художникам, как Комар и Меламид, Энди Уорхол, Гилберт и Джордж, Алекс Кац, Джорджия О’Кифф, Джексон Поллок, Виллем Де Кунинг, Фрэнсис Бэкон.
Aksenov Family Foundation — это динамичная платформа, которая инициирует и поддерживает проекты, направленные на развитие культуры и социальных инноваций. Фонд исследует содержание и границы культурного сектора и развитие систем оценки социальной роли современной культуры и искусства, а также стимулирует культурный диалог и обмен идеями. Деятельность Фонда направлена на повышение степени вовлеченности в развитие культуры на общественном и частном уровнях.
CURATOR: CARTER RATCLIFF
EXHIBITION DESIGN: SERGEY SITAR
The Moscow Museum of Modern Art with the support of Aksenov Family Foundation presents «Alexander Kosolapov. Lenin Coca-Cola» — the first exhibition to be held in Russia of Russian-American artist Alexander Kosolapov (b. 1943), one of the pioneers of Sots Art. Curated by American art-critic and poet Carter Ratcliff, the exhibition covers forty years of the artist’s career and includes 120 works from both public and private collections.
Following Sergey Sitar’s exhibition design concept, based on the curator’s research of Kosolapov’s artistic career, the exhibition space is divided into thirteen thematic blocks arranged in chronological order and forming a coherent narrative. The exhibition is designed in a way so as to gradually familiarize the viewer with Kosolapov’s work. On entering the exhibition space, viewers immediately face works that convey the idea of the similarity between capitalist and socialist systems, deemed mutually opposing, which serve as a clue for understanding Kosolapov’s output. The profile of Lenin on Coca-Cola bottle labels illustrates the exhibition title and is one example from the series of juxtapositions between friend and foe, the Soviet and the Western, the glamorous and the sacral.
The «Lenin-Coca-Cola» series is followed by the works of the Moscow period showing how it all started. Wooden sculptures such as an oversized door latch or a meat grinder pay tribute to the visual language of Pop Art. These are Kosolapov’s first experiments with binary juxtapositions, attempts to draw connections between the visual form of an idea, its sculptural embodiment and words that could epitomize it. Moving from one exhibit to another one observes the evolution of the artist’s thought and his growing interest in political themes. During Khrushchev’s Thaw and Brezhnevian Stagnation the government informally granted non-official artists the freedom to work with experimental art forms and censored themes. However this art could only be produced privately with no access to wider audiences. Kosolapov felt that Sots Art with its ironic teasing of the regime would never be allowed to express itself openly. The authorities clearly manifested its attitude to non-official art by destroying the «Bulldozer show» (1974). Kosolapov’s installation titled «Bulldozer Show» reconstructed in the following hall represents a pivotal point both in the exhibition narrative and the career of Kosolapov himself who in 1975 emigrated from the USSR to the USA, thus moving from one social, political, economic and cultural environment to another.
The following eleven blocks show Kosolapov’s Sots Art in a state of emigration. By using various visual languages and devices (Pop Art, Socialist Realism, found object) and combining symbols of two opposing ideologies, Kosolapov elaborates on the key motif of his work — the similarity between the Soviet regime and American capitalist society. Works from the «Old-Master Painting» hall attack the meaning behind these ideological systems exposing them as flimsy and ossified. The absurd and farcical collision of Disney cartoon characters and communist leaders incites us to challenge the truthfulness and adequacy of the two systems. Consumerism alone is assaulted in Kosolapov’s «Caviar» (1990) — here the artist refutes Warhol’s statement that American consumerist society democratically offers the same things to everybody by underscoring that luxury goods are still unavailable for those not wealthy enough. He also mocks the idea of the continuity between old-master painting and Socialist Realism. Through such works as «Red Venus» (1986), «Suzanna and the Elders» (1984) and the «The Five Year Plan» triptych (1985), Kosolapov defies the pretence that Soviet art was a successor to the grand tradition of Leonardo da Vinci and Velazquez.
Throughout decades of its existence Kosolapov’s work spurred a variety of responses. Once Marvel comic-book writer Stan Lee expressed his appreciation to Kosolapov in a letter after seeing his «Thwip!» (1985) published in Artforum. A red banner with its slogan «Long Live the Dictatorship of the Proletariat» (1982) which was hung outside the «Kitchen» performance center during the «Kazimir Passion» group performances that took place there prompted neighbors to call the F.B.I. By his masterfully orchestrated collisions of incompatible values Kosolapov calls into question various ideologies thus undermining their claim to monopoly over truth. The artist aims to awaken viewers to the current realities and remind them that one can trust only one’s own thoughts and feelings.
Alexander Kosolapov was born in 1943 in Moscow. In 1968 he graduated from the sculptural department of the Moscow State Stroganov Academy of Industrial and Applied Arts. Before immigrating to the USA, Kosolapov shared the same studio with such artists as Leonid Sokov and Boris Orlov. His first works in the vein of Pop Art as well as politically-inflected pieces were produced in the period from 1972 to 1974. In 1975 Alexander Kosolapov was one of the first amongst Sots Art artists to emigrate to New-York, USA, where he lives and works now. Alexander Kosolapov’s paintings and sculptures are featured in public collections including the State Tretyakov Gallery, the Moscow Museum of Modern Art, the State Russian Museum, the Albertina (Vienna, Austria), MoMA (New York), the New York Public Library, Sébastien Bertrand Gallery (Geneva, Switzerland); as well as private collections of Arnaud Sarad (Paris, France), Vladimir and Ekaterina Semenikhin, Dmitry Aksenov, Igor Tsukanov, Stella Kesaeva, Shalva Breus.
Carter Ratcliff (b.1941, Seattle, USA) is an art critic, writer and poet. Ratcliff earned a Bachelor of Arts in English from the University of Chicago. He has published reviews and essays in major art journals. His monographs include Andy Warhol (Abbeville Press, 1983), Andy Warhol: Portraits (Phaidon Press, 2006), Komar and Melamid (Abbeville Press, 1989), Gilbert & George: The Complete Pictures 1971-1985 (CAPC Musée d’Art Contemporain de Bordeaux, 1986), Alex Katz (Phaidon Press, 2006), Georgia O’Keeffe (Kunstshaus Zürich, 2003), The Fate of a Gesture: Jackson Pollock and Postwar American Art (Farrar, Straus and Giroux, 1996), Willem de Kooning: The North Atlantic Light (Stedelijk Museum, 1983), and Francis Bacon (Louisiana Museum for Moderne Kunst, 1998).
Aksenov Family Foundation is a dynamic mobile platform which fosters cultural and social innovation. The Foundation is engaged in permanent research of the scope and boundaries of the culture sector and in the elaboration of systems to evaluate the special social contribution of contemporary art and culture and also develops general awareness of culture by stimulating dialogue and exchange of ideas and enhances cultural engagement on public and private levels. The Foundation aims to raise the involvement in the development of culture in the public and individual levels.
По материалам сайта www.mmoma.ru