В Московском музее современного искусства проходит первая персональная выставка Александра Косолапова — русско-американского художника

Московский музей современного искусства при поддержке фонда Aksenov Family Foundation представляет первую в России персональную выставку русско-американского 74 летнего художника, пионера соц-арта Александра Косолапова — «Александр Косолапов. Ленин и Кока-кола».

Проект демонстрирует 120 произведений из государственных и частных коллекций и охватывает сорок лет творчества художника. Куратором проекта выступил американский арт-критик и поэт — Картер Рэтклиф.

Александр Косолапов, «Ленин и кока-кола», выставка: о художнике


Александр Косолапов родился в 1943 году в Москве. В 1968 году окончил Московскую художественно-промышленную академию имени С. Г. Строганова, факультет монументальной скульптуры.

До 1974 года жил в Москве и работал вместе с художниками Леонидом Соковым и Борисом Орловым. Первые объекты в стилистике поп-арта были созданы в период с 1972 по 1974 год, тогда же Косолапов работал над произведениями с социальной коннотацией.

В 1975 году одним из первых художников круга соц-артистов эмигрировал в Нью-Йорк, где с тех пор живет и работает.

Живопись и скульптура Александра Косолапова находятся в коллекциях Московского музея современного искусства, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Музея Альбертина (Вена, Австрия), MoMA (Нью-Йорк), Нью-Йоркской публичной библиотеки, Галереи Себастьяна Бертрана (Женева, Швейцария) и многих других, а также в частных собраниях Арно Сарада (Париж, Франция), Владимира и Екатерины Семенихиных, Дмитрия Аксенова, Игоря Цуканова, Стеллы Кесаевой, Шалвы Бреуса.

Александр Косолапов, «Ленин и кока-кола», выставка:  что за выставка, почему так называется?


Тринадцать залов выставки «Ленин и Кока-кола» в ММОМА  образуют поэтапный рассказ.

Посетителя нужно подготовить к просмотру такой выставки. Во входной группе экспозиции ему предлагается своеобразный ключ к пониманию центральной идеи Александра Косолапова — выявление эквивалентности идеологий социализма и капитализма, взаимоисключающих друг друга в теории. Перемежающиеся силуэты профиля Ильича и бутылки Кока-колы визуализируют название проекта и подводят к цепочке сопоставлений и противопоставлений «своего» и «другого», советского и западного, гламурного и сакрального.

Отправная точка в экспозиции — зал-раздел с работами московского периода. Представленные здесь объекты: деревянные щеколда или, например, мясорубка — скорее, дань наглядному художественному языку поп-арта, первые эксперименты в построении бинарных систем, поиск связи между «объектом», «словом» и «формой», но с переходом от экспоната к экспонату видна трансформация мысли художника, который все чаще рвется к политическим темам.

В период хрущевской оттепели и брежневского застоя платформа неофициального искусства давала возможность развиваться нетрадиционным формам и приемам и даже непринятым сюжетам, но все это могло существовать только в камерном заточении. Косолапов понимал, что в этих условиях соц-арт с его ироничным подстегиванием государства никогда не станет в СССР открытым искусством.

Позиция власти была очевидно высказана разгромом «Бульдозерной выставки». Этому эпизоду отведен второй зал, внутри которого специально для выставки в ММОМА воссоздана инсталляция «Бульдозер-шоу». Зал символизирует собой переломный момент как в самом экспозиционном повествовании, так и в творчестве Александра Косолапова, за которым следует прощание с одной культурной, социальной, экономической, политической средой и приветствие другой — американской.

Последующие одиннадцать разделов можно охарактеризовать как период политического соц-арта в эмиграции. Обращаясь к разным художественным языкам и приемам (поп-арт, реди-мейд, соцреализм), сближая противоположные иконографические символы двух полярных систем, Александр Косолапов обыгрывает ключевую теорию в своем творчестве — идентичность советского строя и капиталистического империализма. Например, о бессодержательности идеологических машин США и СССР, их хрупкости и косности, говорят поп-артовские работы из зала «Старые мастера».

Абсурдное и смехотворное противопоставление персонажей из диснеевских мультфильмов и комиксов деятелям коммунизма уже своим фактом существования на полотне подводит к размышлениям о правдивости и адекватности двух миров. А так называемую аксиому об акте потребления как способе объединения общества соц-артист развенчивает в диалоге с Энди Уорхолом. «Зеленым бутылкам Кока-колы» американского художника он отвечает работой «Икра», тем самым доказывая всеобщее заблуждение относительно доступности рыночных продуктов. Красивые лозунги рекламного мира имеют смысл до тех пор, пока речь не заходит о товарах класса «люкс», таких как икра. Насмешкам подвергается и идея преемственности традиций великих мастеров эпохи возрождения в работах художников соцреализма.

Советская пропаганда считала важным облагородить официальное искусство, заявив, что оно имеет непосредственное отношение к Леонардо да Винчи или Веласкесу. Мастер отрицает это и создает серию работ, среди которых: «Сусанна и Старцы» (1984 г.), триптих «Пятилетний план» (1985 г.), «Красная Венера» (1986 г.).

Соц-арт Косолапова не оставляет равнодушным, он вызывает самые разные реакции. Однажды автор комиксов «Marvel» Стен Ли увидел в журнале «ARTFORUM» репродукцию «ТВИП!» (1985 г.) и выразил в письме художнику свою признательность. Транспарант с надписью «Да здравствует диктатура пролетариата» (1982 г.) вызвал у агентов ФБР некоторое беспокойство, когда Косолапов и остальные участники группы «Страсти по Казимиру» вывесили его на фасад здания арт-пространства «The Kitchen» во время проведения в нем перфоманса.

Сближая дальних, Александр Косолапов ставит под вопрос несостоятельность идеологий и подрывает их монополию на исключительность. Художник стремится пробудить своего зрителя и напомнить ему о том, что подлинным является только то, что он, зритель, сам чувствует и знает.

Еще в 80-е, когда он придумал «Ленина и кока-колу», он стал известен как скандалист от искусства.

Выставку Александра Косолапова нужно «правильно смотреть и понимать»…

Трудно сказать, что так цепляет зрителей в работах Косолапова. Кого-то — сам факт, что он замахивается на святое. Другие считывают идею: религиозная и коммунистическая пропаганда, а также идеология общества потребления — явления одного порядка. Художник рассказывает нам о том, насколько человек склонен мыслить стереотипно и до какой степени несвободен. Образы, придуманные Косолаповым, в каком-то смысле тоже встроились в эту систему: они сами стали штампами или, как он говорит, мемами.

Зоя Жаржова

По материалам сайта c-ib.ru