Александр Косолапов: персональная выставка
В здании Московского музея современного искусства на Гоголевском бульваре – персональная выставка Александра Косолапова (как утверждает автор, художник вполне узнаваемый и известный, представленный, в частности, в Третьяковской галерее – это первая его персоналка в России).
«Пионер соц-арта» – так чаще всего называют Александра Косолапова. Между тем начинал он для своего поколения вполне традиционно. В 50-х годах (время еще вполне «соцреалистическое») учится в Московской средней художественной школе. Затем – Строгановка, отделение скульптуры. И вполне благополучно получает заказы – например, на садово-парковую скульптуру.
Однако нашему автору стало скучно. И помимо обязаловки «для себя» он начинает создавать нечто совсем иное. Эти ранние работы (за вычетом некоторых, попавших все же в Третьяковку) мало кому известны – а тут представлены.
Все составляющие советского мифа – «зато мы делаем ракеты, а также в области балета…».
В общем, «там, у них» появился «поп-арт» – использование в изобразительном искусстве образов рекламы. А у нас – «соц-арт», то есть обращение к визуальным идеологемам, но также в абсурдистском сочетании с чем-нибудь бытовым.
Ну, понятно, что вскоре молодые бунтари доигрались. И импровизированную выставку на пустыре в Беляеве власти быстренько превратили в «бульдозерную» (на выставке – посвященная этой истории более поздняя инсталляция Косолапова).
Во второй половине 70-х Александр Косолапов оказался далеко не единственным художником, лишенным советского гражданства и вытолкнутым в эмиграцию. И вот там-то и появляется его культовый персонаж – «Микки-Ленин», то есть голова Микки-Мауса на плечах хрестоматийно известного и расставленного по всем городам и весям советского монумента.
В игре брендов появляется серия «Малевич».
Визуальный намек на бренд «Мальборо» сошел автору с рук. Не так вышло с другой его, еще более известной серией.
Автор наивно подал заявку на размещение своего плаката в публичном пространстве. Вышел скандал: компания-производитель обвинила его в незаконном использовании бренда и пригрозила судом. А что же вы не запрещаете такое использование Энди Уорхолу? – резонно спросил Косолапов. Прямого ответа не было, но просматривался такой: компания боялась, что ее заподозрят… в пропаганде коммунизма.
Между тем многие «соцартистские» образы перекочевывают у автора не только в работы, имитирующие рекламу, но и в цитирование старых мастеров. Или, к примеру, мультфильмов.
А вот уже и прямые приветы Уорхолу.
А также Марселю Дюшану.
И снова – монументальная скульптура.
А это – из недавних работ.
Выставка Александра Косолапова на Гоголевском запланирована до середины февраля.
А под занавес – шутка уже от дизайнеров экспозиции. Через прорезь декорации за окном можно видеть «хрустальную часовню» от Зураба Церетели.
Татьяна Пелипейко
По материалам сайта echo.msk.ru